Мозаичные фильтры. Имеется средство, позволяющее упростить и ускорить такую «корректировку»— приблизительный подбор нужного сочетания фильтров. К набору этих фильтров можно дополнительно приобрести так называемые мозаичные фильтры — прозрачные пластинки, разбитые на множество мелких квадратиков разного цвета. Их три—желто-пурпурный, желто-голубой и пурпурно-голубой. Голубой фон вы можете найти на этом сайте, если вы занимаетесь корректировкой фото.
Левый верхний квадратик каждого мозаичного фильтра (снабженный ориентиром — черным треугольником) совершенно бесцветен. Поэтому его можно было бы обозначить так: 00 00 00. От него и по горизонтали и по вертикали идет постепенное «нарастание» окраски (сгущение цвета), а значит и увеличение плотности.
Для печати с негатива, страдающего чрезмерной желтизной, нам был нужен лиловый фильтр. Не одну, а несколько проб приходится делать только потому, что на глаз просто невозможно определить, какой должна быть плотность этого лилового фильтра. Какова в этом лиловом цвете доля пурпурного, какова доля голубого?
Мозаичный фильтр позволяет получить ответ на все три вопроса сразу, после одной пробы. В данном случае берется пурпурно-голубой фильтр. Если на негативе излишне преобладает не желтый, а красновато-лиловый оттенок—значит, для корректировки следует взять желто-голубой мозаичный фильтр. Третий из имеющихся мозаичных фильтров — пурпурно-желтый—понадобится в том случае, когда негативы будут иметь голубовато-зеленый оттенок.
Мозаичный фильтр не вдвигают в корпус увеличителя, как одноцветные фильтры, а кладут непосредственно на пробный кусок фотобумаги на наиболее важный участок будущего отпечатка. После обработки, рассматривая пробный отпечаток при дневном свете, находим квадратик с наиболее правильной цветопередачей и определяем, какие именно фильтры дают такую цветопередачу.